То, что сегодня для многих представляется безвыходным положением, а то и катастрофой, для советского человека зачастую являлось обычной рядовой задачкой, которую нужно быстренько решить и переходить к привычному распорядку дня. Одной из таких задачек была посвящена пуску двигателей в сильный мороз. Безо всяких «Вебасто» и прочих «Эберспехеров».
Важно отметить, что в своих книжках автопроизводители посвящали подобным проблемам многостраничные описания, излагая особенности эксплуатации машин в различных условиях. На автомобилях ГАЗ-69, к примеру, было подобие предпускового подогревателя – эдакая наклонная труба, в которую перед пуском надлежало залить несколько литров горячей воды, а потом применить паяльную лампу – обычный инструмент тех времен. Моторное масло прогревалось, горячая вода помогала системе охлаждения – в общем, мотор всегда пускался.
Фото: Валентин Черединцев/ТАСС
При наличии поблизости сетевого напряжения многие подсовывали под картер двигателя электрический подогреватель – как правило, самодельный. Этот способ, кстати, дожил до наших дней. Но самым распространенным способом подогреть мотор оставались ведра, наполненные кипятком. Где его взять – это второй вопрос: каждый решал его по-своему. Этот же прием рекомендовали и инструкции к автомобилям, но применяли его обычно своеобразно. Методичка рекомендовала пустить мотор вообще без охлаждающей жидкости и только после этого подливать в горловину кипяток. Но на практике сначала, все-таки, лили кипяток, давая массивному движку время «для сугреву», а уже потом поворачивали ключ зажигания. Тут было важно обязательно пустить мотор, не откладывая задачу «на потом», потому что в противном случае кипяток мог быстренько превратиться в лед и разорвать движок на куски. Перед ночной стоянкой, само собой, необходимо было полностью слить воду из мотора. Зачастую мотор после остановки накрывали старым одеялом или иным подходящим материалом, стремясь сохранить крупицы тепла до утра. Утром одеяло нужно было обязательно убрать – оно ненароком могло и вспыхнуть… В ряде случаев кипяток использовали для того, чтобы окатить им впускной трубопровод, подогревая таким образом топливо-воздушную смесь. А знатоки химии добавляли к этой смеси диэтиловый эфир…
Важная особенность пуска – все автомобили былых времен в обязательном порядке оснащались заводными рукоятками, любовно величаемыми кривыми стартерами. На морозе водители никогда не пытались мучить стартер, которому тяжело было проворачивать коленвал в загустевшем до состояния мазута масле. Да и мощности стартеров в тандеме с аккумуляторными батареями для таких подвигов зачастую не хватало. Поэтому пару оборотов осуществляли вручную – кстати, для пуска можно было обойтись вообще без стартера. Надо было правильно взяться за рукоятку, чтобы большой палец охватил ее с той же стороны, что и остальные, и совершить несколько энергичных рывков. Если мотор пускался, то освободившаяся рукоятка при неверном начальном хвате могла выбить палец неудачника. Своеобразной разновидностью кривого стартера была, конечно же, буксировка машины, при которой оживить мотор пытались « с толкача».
Очевидно, что одним из препятствий нормальному пуску мотора было моторное масло: никакой «синтетики» тогда не было и в помине. Поэтому иногда, после окончания рабочего дня, масло разжижали искусственным способом, добавляя в него стакан бензина. При утреннем пуске стартеру становилось чуть легче проворачивать коленвал, а бензин, после того как мотор оживал, вскоре испарялся.
Аккумуляторную батарею иногда снимали на ночь и уносили в теплое помещение: в холодном состоянии ее энергоотдача ощутимо снижается. Само собой, что очень часто помогало «прикуривание» от другой батареи: этот прием дожил и до наших дней. В автохозяйствах зачастую использовали передвижной пускач: обычно это был мощный выпрямитель с сетевым питанием, установленный на подходящей тележке. А некоторые автолюбители умудрялись установить на те же «Жигули» вторую АКБ, размещая ее в недрах багажника. Как правило, это было раздобытое где-то правдами и неправдами чудище для грузовиков емкостью в сотню амперчасов. Был ли от этого реальный прок, сказать трудно, потому что при таком размещении приходилось тянуть толстенные провода через весь кузов машины, что было чревато неизбежными потерями энергии, а также серьезной пожароопасностью.
В целом же проблем, как ни странно, не было: автотранспорт эксплуатировался круглый год. Впрочем, для полноты картины все-таки отметим, что в самых холодных регионах страны моторы порой не глушили месяцами!
Что еще почитать:
Водка, спирт и мешочек с солью: что советские водители использовали вместо незамерзайки
Как водители получали права и лишались их в СССР (личный опыт)
Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР